Публикации
Нагурная С.В.
Как возрождалась карельская школа
// Образование детей и идентичность: взгляд социального антрополога. Отв. ред. М. Ю. Мартынова. Москва: ИЭА РАН, 2025. C. 404–419
В главе дана характеристика начального периода возрождения карельской и вепсской письменностей и становления в этот период национальной школы в Республике Карелия. Период охватывает конец 1980-х — вторую половину 1990-х гг. В это время были заложены основы нормативно-правовой базы формирования национального образования, приняты основные документы, регулирующие образовательный процесс с карельским и вепсским языками. Становление национальной школы происходило на фоне демократических перемен в стране. Инициативы учёных и общественных деятелей по внедрению прибалтийско-финских языков Карелии в систему образования были поддержаны республиканским правительством. Общественная инициатива нашла отклик у представителей органов власти. Участники возрожденческих процессов сегодня вспоминают о том, что работа осуществлялась в едином порыве, совместными усилиями. Были заложены основы национального образования. На сегодняшний день создана солидная научная и учебно-методическая база. Несмотря на то, что национальная школа не оправдала полностью надежды участников возрожденческих процессов на возврат полноценного двуязычия и появление говорящего на карельском и вепсском языках нового поколения, система образования остаётся практически единственной на сегодняшний день сферой сохранения и развития национальных языков Карелии.