В основной части заседания были заслушаны два научных доклада. Накануне Международного дня карельского языка, который отмечается 27 ноября, выступила и поздравила коллег Мария Кундозерова, научный сотрудник сектора фольклористики и литературоведения ИЯЛИ КарНЦ РАН. В своем докладе филолог представила итоги исследования, посвященного способам исполнения карельских эпических рун в XIX–XXI вв.
Впервые был проведен общий анализ способов эпического рунопения с привлечением широкого круга источников. Материалом для изучения стали данные собирателей карельского фольклора, архивные коллекции и опубликованные сборники карельских рун, путевые очерки и иллюстративный материал, а также интервью с современными исполнителями рун, проведенные в этом году. Исследователь обобщила и дополнила наработки предшественников, систематизировала и описала способы исполнения эпических рун и ввела в научный оборот малоизвестные российскому читателю сведения о рунопении. Все переводы были выполнены автором доклада.
– В карельской традиции существовало два основных способа исполнения карельских эпических рун: сольное пение, которое могло быть и мужским, и женским, и мужское пение вдвоем. Оно разделяется на два варианта: торжественное исполнение руны, когда стихи одного произведения распеваются поочередно и совместно, и «состязание в пении» – поочередное исполнение разных рун с целью выявления лучшего рунопевца. Сольное пение и торжественное пение руны двумя мужчинами могли сопровождаться игрой на кантеле, что является исключением из традиции. В поздний период бытования пение под аккомпанемент кантеле стало частью сценического исполнения, – рассказала Мария Кундозерова.
В обсуждении сотрудники института Ирина Новак и Юлия Литвин отметили, что полученные результаты приобретают особую актуальность в связи с ростом общественного и научного интереса к нематериальному культурному наследию и могли бы помочь в подготовке обоснования для включения карельских рун в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.


Филолог Мария Кундозерова представила итоги исследования, посвященного способам исполнения карельских эпических рун в XIX–XXI вв.
Об изучении спячки (гибернации) летучих мышей рассказал Евгений Хижкин, старший научный сотрудник лаборатории экологической физиологии животных Института биологии КарНЦ РАН.
Наиболее многочисленным видом в период зимовки в нашем регионе является северный кожанок – его доля составляет почти 50%. Всего на зимовках в Карелии встречаются пять видов рукокрылых.
Биолог рассказал о «теории оптимальной гибернации», предложенной американским ученым Джастином Бойлзом, согласно которой температура тела летучих мышей во время спячки определяется в основном температурой окружающей среды. Чем ниже будет температура тела, тем меньше будет расходоваться энергии. Таким образом, для снижения расхода энергии этим млекопитающим на зимовках необходимо перемещаться в места с температурой воздуха, близкой к минимальной.
Изучение мест зимовок рукокрылых в Карелии показало, что летучие мыши располагаются в широком диапазоне температур воздуха и относительной влажности воздуха. Полученные результаты в целом согласуются с теорией оптимальной гибернации и указывают на закономерное сужение границ предпочитаемых температур от начала к концу спячки (осенью – от 2,6ºС до 7,2ºС, а весной – от 1,5ºС до 3,0ºС). В более южных частях ареалов летучих мышей (например, в Ленинградской области) эта закономерность выражена значительно слабее. Особое внимание в докладе ученый уделил тем особям летучих мышей, которые располагались в зимнем убежище при отрицательной температуре среды (от -5,7ºС до -0,3ºС).
Исследователи пришли к выводам, что для летучих мышей северной периферии ареала важна не только температура среды, но и температура субстрата, на котором они располагались.
– Полученные нами данные свидетельствуют о том, что летучие мыши не столь сильно ограничены микроклиматическими условиями зимовки на севере и, как правило, имеют возможность выбора мест наиболее комфортной дислокации. Для каждого вида летучих мышей наблюдались определенные границы по показателям температуры окружающей среды и относительной влажности воздуха, за пределами которых животные не встречались. Так, при одной и той же относительной влажности в подземном убежище северный кожанок, по сравнению с ночницами и бурым ушаном, размещался в местах с более низкой температурой окружающего воздуха, а при ее значениях выше 13ºС и относительной влажности ниже 60% в подземных убежищах вообще не встречался, – рассказал Евгений Хижкин.
Более подробно об исследовании летучих мышей на территории Карелии расскажем в одном из следующих материалов.